ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Как правильно организовать режим школьника

Современный школьник испытывает большие нагрузки. Чтобы учёба шла легче и веселее, ему нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать.

При составлении распорядка дня необходимо учитывать нормы сна, режим питания, и потребность в отдыхе и двигательной активности.


Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. При недосыпании ухудшается память, падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке. В подростковом возрасте проблемы со сном могут привести к появлению лишнего веса.

Сколько нужно спать:

10–10,5 часов для 1–4-го классов;

10,5 часов для 5–7-го классов;

9–9,5 часов для 6–9-го классов;

8–9 часов для 10–11-го классов;

Первоклассникам желательно спать ещё 2 часа днём, чтобы восстановить силы.

Как организовать режим сна:

Ложиться нужно в одно и то же время, в 9–10 часов вечера. Лучше не отступать от этого распорядка и в выходные.

За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки в виде шумных игр, активных переписок в мессенджерах или просмотра роликов в интернете.

Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение.

Проветрите спальню перед сном.


Режим питания

При недостаточном или неправильном питании ребёнку не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Сколько нужно есть:

Для восполнения сил школьнику требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. Средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.

Как организовать режим питания:

Принимать пищу необходимо в одно и то же время, в спокойной обстановке. Следует избегать острых и жареных блюд, фастфуда, газированных напитков.

Завтрак: утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, лучше горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или мясное.

Второй завтрак (школьный перекус): может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.

Обед - основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд - салат, первое, рыба или мясо и десерт.

Полдник - лёгкий перекус для восполнения запасов энергии - фрукты и ягоды, или кисломолочные продукты.

Ужин: вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Лучше исключить мясо, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.


Режим учёбы и отдыха

Одна из распространённых ошибок родителей — слишком плотный график для ребенка. Перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — школьник потеряет интерес к занятиям. Поэтому важно чередовать учёбу и отдых, а также следить, чтобы ребёнок достаточно двигался.

Сколько нужно учиться и отдыхать:

Для выполнения уроков:

1,5 часа во 2–3-м классах;

2 часа в 4–5-м классах;

2,5 часа в 6–8-м классах;

3,5 часа в 9–11-м классах.

Для прогулок и подвижных игр:

3–3,5 часа в младшем возрасте;

2,5 часа в старших классах.

Родителям нужно установить лимит на доступ к играм, мессенджерам, отвлекающим от учёбы и не приносящим пользы здоровью.

Как организовать режим учёбы и отдыха:

После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем выполнять домашние задания. Младшим школьникам желательно в это время поспать.

Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.

Даже при самом плотном распорядке ребёнку необходимы час или два свободного времени для свободной деятельности.

Режим дня школьника:

Примерный режим дня на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а времени для сна и отдыха останется меньше.

7:00 — подъём, утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.

7:15–7:30 — завтрак.

7:40–8:10 — дорога в школу или утренняя прогулка.

8:30–13:05 — занятия в школе.

13:30–14:00 — дорога из школы или прогулка после занятий.

14:00–14:30 — обед.

14:30–15:30 — послеобеденный отдых или сон.

15:30–16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.

16:00–16:15 — полдник.

16:15–17:30 — приготовление домашних заданий.

17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе.

19:00–20:00 — ужин и свободное время.

20:30 — подготовка ко сну.

21:00 — отбой.


Соблюдение режима дня поможет школьнику сохранить в течение дня активность и хорошее настроение. А также станет залогом отличного самочувствия и здорового образа жизни!


Фельдшер-лаборант лаборатории микробиологических и паразитологических исследований, филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР-Чувашии в г. Новочебоксарске»

Правильный подбор хозяйственных и моющих средств для мытья окон.

Правильный подбор хозяйственных и моющих средств для мойки окон — это залог успешного и быстрого результата. При выборе впитывающего и протирочного текстиля необходимо обратить внимание на следующее:

  • Губки из поролона лучше использовать для впитывания и распределения моющего средства по поверхности.

  • Протирочный инвентарь должен быть из хлопка, хлопчатобумажной ткани или из микрофибры. Синтетика не подойдет из-за её непредсказуемых свойств поглощения и отталкивания грязи.

  • При использовании бумаги для протирки лучше избегать газет со свежей типографской краской. Иначе размытые буквы рискуют остаться на стекле в виде чернильных полосок.

  • Для аккуратного снятия прилипших к стеклу сгустков, допускается использование деревянных или пластмассовых палочек с закругленными углами и ребрами. Недопустимо использовать для очистки стекол острые инструменты: ножи, лезвия. Даже очень опытный мастер может неудачным движением поцарапать стекло.

  • При невозможности достать рукой поверхность внешней части окна, для мойки используют телескопические швабры. Продвинутые модификации оснащены не только губкой для нанесения средства, но и скребком для сбора остатков воды и грязи.

  • Наружную чистку окна также можно осуществить с помощью двойной щетки на магнитах. Одна часть магнитной щётка крепится снаружи, а вторая— внутри. Мойщик просто управляет изнутри ведущей щеткой, а движимая магнитом соподчиненная щетка повторяет его движения с внешней стороны окна.

Среди всех советов от профессионалов отдельно нужно выделить рекомендацию применять салфетки из микрофибры. Универсальные свойства таких салфеток позволяют задействовать их и в качестве впитывающего, и в качестве протирочного материала. Микрофибра хорошо пропускает воздух и обладает достаточной прочностью для протирки. Особая структура таких салфеток позволяет им при надавливании на поверхность проникать в микротрещины и вытаскивать оттуда несцепленную грязь. К тому же, подобные салфетки стоят недорого и хорошо подходят для комплектации очистных наборов.

Выбор моющих средств

Вещества и реагенты, используемые для чистки окон, можно условно разделить на две категории: специализированные и народные.

К народным средствам относят:

  • Нашатырный спирт. Свободно продается в аптеках и разрушает связь налипших частиц со стекольной поверхностью. В сочетании с глицерином чистящий эффект усиливается. Но хорошо подходит только для прикипевших пылевых загрязнений. При этом оставляет после себя неприятный запах. Состав чистящего раствора: 1 чайная ложка нашатыря (5мл) на 5 литров воды.

  • Уксус. Растворяет грязь, нарушает связи между грязевыми частицами и стеклом. Вступает в реакцию с отдельными химическими веществами, позволяя разрушать их сгустки. Состав чистящего раствора: 100 мл уксуса на 0,5 литров воды.

  • Лимонная кислота. Результативность аналогична уксусному раствору, плюс добавляется блеск на стекольной поверхности. Состав: 4 чайные ложки лимонной кислоты на 1 литр воды.

  • Измельченный мел. Порошок растирается по уже вымытому окну, выдерживается 1 час и вытирается сначала сухой тряпкой, потом влажной. Мел сцепливается с частичками грязи в подсушиваемом слое и забирает их с собой при вытирании. Тем самым предотвращается появление разводов.

  • Соль с содой. Раствор создает агрессивную среду, разрушающую связи в жировых пятнах. Также способствует отлипанию от стекла пылевых частиц. Состав: 8 ст. ложек соли плюс 8 ст. ложек соды на 1 литр воды.

К специализированным моющим средствам относятся:

  • Растворы на основе из нашатырного спирта. К классической формуле обычно добавляют вещества, ослабляющие запах и активные компоненты, придающие дополнительные свойства.

  • Спиртовые растворы. Хорошо снимают засохший жир и разрушают химические структуры веществ, вступающих в реакцию со спиртовой формулой.

  • Растворители красок и масел. Растворы содержат вещества, нарушающие связи в малярных пятнах.

  • Растворы на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ). На флаконе имеют маркировку ЭКО. В основе раствора — биоразлагаемая органика, которая не вызывает аллергии и не имеет неприятного запаха. Рекомендуемое содержание ПАВ в растворе – 5%.

Эффективность хозяйственных средств для профессионалов считается априори выше, чем у «бабушкиных средств», однако на практике производители не всегда выдерживают ГОСТ, и нередко народные рецепты справляются с загрязнениями лучше яркого флакона с раскрученным брендом.


Помощник врача по общей гигиене Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике –Чувашии в г.Новочебоксарск: Сорокина С.В.



вежие фрукты и овощи – источники витаминов.

Осень – пора сбора нового урожая и подготовка и заготовка выращенного урожая на хранение. Настоящее время на продовольственных рынках и предприятиях всегда на реализации свежие фрукты и овощи.

Употребление свежей сезонной плодоовощной продукции крайне важно – ведь это источник ценных питательных веществ, витаминов, микроэлементов, которые так необходимы для грядущей долгой зимы.

Но для того, чтобы свежие фрукты, ягоды и овощи принесли максимум пользы, рекомендуем потребителям воспользоваться некоторыми советами при выборе плодоовощной и ягодной  продукции:

— покупать плодоовощную и ягодную  продукцию, в том числе бахчевые культуры, следует только в установленных местах торговли;

— при необходимости требовать документы, подтверждающие качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов;

— продавец (владелец) должен строго соблюдать правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак организации, его наименование, адрес (местонахождение), ФИО продавца;

— продавец (владелец) должен содержать палатку, киоск, автофургон, тележку, лоток, а также окружающую территорию в чистоте.

             Следует помнить, что даже самые вкусные, но немытые ягоды, фрукты и овощи могут таить в себе опасность. На них могут остаться вредные микробы и яйца гельминтов, попавшие на плоды и листья из почвы, а также присутствовать химикаты, которыми обрабатывался плод в процессе роста, песок и мелкие насекомые. Самое легкое, что может ждать вас и ваших близких при встрече с ними – это расстройство желудка. Гораздо страшнее те микробы, которые способны спровоцировать инфекционные заболевания — дизентерию, сальмонеллез, брюшной тиф, вирусный гепатит, а также аскаридоз, или попросту говоря, глисты. С овощей и фруктов кишечная палочка может попасть на продукты, которые перед употреблением не моют и термически не обрабатывают (хлеб, сыр, и т.д.).
             Покупая овощи, фрукты и ягоды необходимо обращать внимание на внешний вид, запах, цвет и консистенцию продукта. Окрас плодов должен быть свойственный данному виду, не иметь признаков порчи и гниения, без повреждений кожуры. Спелые плоды отличает сильный приятный запах. Обращаем внимание, что продажа загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей, бахчевых культур и фруктов в нарезку запрещена.

В целях профилактики инфекционных заболеваний необходимо:

— соблюдение правил личной гигиены (мытьё рук перед едой и приготовлением пищи, после возвращения с улицы, посещения туалета, контакта с больными людьми и т.д.);

—соблюдение условий хранения фруктов, овощей, зелени и ягод.

— тщательное мытьё плодов и зелени является обязательным условием их употребления и мерой профилактики инфекционных заболеваний. Помните, что перед употреблением овощи и фрукты следует тщательно промыть под проточной водой руками или при помощи щётки. Не рекомендуется использовать для мытья плодоовощной продукции бытовые средства для мытья посуды или мыло.

Как правильно мыть ягоды, фрукты, овощи?

     Ягоды, как и другие плоды, требуют тщательного мытья перед употреблением. Непосредственно перед мытьем следует отобрать все «испорченные» ягоды: мятые, перезревшие, недозревшие, загнившие, поврежденные экземпляры. Не следует мыть и держать ягоды в воде дольше необходимого времени.
    Бруснику, смородину, малину и др. помещают в сито, промывают проточной водой.  Для промывания клубники, вишни, черешни, малины, смородины и других ягод рекомендуется следующее: выложить ягоды на дуршлаг в один слой и промывать под проточной водой 5 минут. Так с поверхности сойдет земля или пыль. Потом для ягод нужно устроить контрастные «ванны»: попеременно окунать дуршлаг в емкость с горячей (но не кипятком!) и холодной водой; 2-3 такие процедуры достаточно для удаления всех микробов.

     Виноград надо промывать под «душем» из-под крана. После мытья дать воде стечь. Если гроздья тугие, то их нужно разделить с помощью ножниц, но не отрывать ягоды.

   Яблоки, груши, персики, сливы, абрикосы нужно тщательно промывать теплой проточной водой при помощи щетки и ошпарить кипятком.

    Корнеплоды (картофель, редис, морковь, свеклу и т.п.), нужно немного подержать в тёплой воде. Затем тщательно очистить щёткой, и хорошо промыть.
    Капусту (белокочанную, пекинскую и др. листовые виды) перед промыванием прохладной водой нужно очистить от верхнего слоя листьев.

    Помидоры, огурцы, баклажаны, патиссоны, кабачки, перец, тыкву, фасоль нужно отмыть от земли в проточной воде и затем тщательно вымыть под проточной водой при помощи щетки в течение 2-3 минут и сполоснуть кипяченой водой.

    Цветную капусту перед споласкиванием прохладной водой лучше разделить на соцветия и освободить от потемневших участков.

   Особого внимания требует зелень. Зелёный лук, укроп, петрушку, кинзу, щавель, салатную зелень нужно перебрать, удалить корни, пожелтевшие и поврежденные листья. Далее зелень замочить в прохладной воде на 15 минут, периодически меняя воду и разбирая зелень по отдельным листочкам и веточкам, пока на дно не осядет вся грязь и вода не станет чистой.
После этого зелень нужно тщательно ополоснуть проточной водой. Для лучшего очищения зелени от патогенных бактерий и микробов можно подержать ее в течение получаса в солевом — уксусном растворе (по 1 столовой ложке соли и уксуса на 1 литр воды).



Помощник врача по общей гигиене Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике –Чувашии в г.Новочебоксарск: В.Д.Гаращенко

Температурный режим в детских учреждениях. Какие нормы действуют?

С наступлением холодов вопрос температурных норм в детских учреждениях вновь становится актуальным. Поддержание микроклимата в помещениях с длительным пребыванием детей — одно из основных мероприятий в профилактике заболеваемости ОРВИ.

Согласно санитарным нормам, для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты в школах и детских садах должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Температура воздуха в учебных помещениях, кабинетах психолога и логопеда, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе может быть не ниже 18 и не выше 24 градусов. В спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских температурная норма — 18-20 градусов. В спальных помещениях 18-24 градуса, помещениях для отдыха и игр  — 20-24 градуса, в санитарных узлах и комнатах личной гигиены — не ниже 18-26 градуса, а в душевых — 24-26 градусов.

В дошкольных организациях нормируется температура в игровых ясельных группах — она должна составить 22-24 градуса, в игровых дошкольных группах — 21-24 градуса, в спальнях — 19-21 градусов, в зале музыкальных и гимнастических занятий — 19-21 градусов.

Учебные помещения должны обязательно проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

Учреждениями Роспотребнадзора ежегодно проводятся лабораторно-инструментальные исследования параметров микроклимата в детских учреждениях. В случае несоответствия нормативам применяются меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.





Филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в ЧР-Чувашии в г.Новочебоксарске» Т.Н. Ломакина


О Всемирном дне борьбы с полиомиелитом
В преддверии Всемирного дня борьбы с полиомиелитом 24 октября Роспотребнадзор
напоминает, что полиомиелит — это высоко контагиозное (высокоинфекционное) инфекционное
заболевание, вызванное полиовирусом. Полиовирус поражает нервную систему и может вызвать
паралич и даже смерть.
Передача инфекции:
Источником инфекции является человек: больной или бессимптомный носитель.
Пути передачи – бытовой, водный, пищевой.
Естественная восприимчивость людей высокая, однако на один клинически выраженный
случай приходится от 100 до 1000 бессимптомных носителей полиовируса.
Симптомы полиомиелита
Инкубационный период длится 4-30 дней, наиболее часто – 6-21 день. Первые симптомы не
специфичны и могут быть проявлением различных инфекционных заболеваний: лихорадка,
катаральные явления, усталость, головная боль, рвота, недомогание. Далее возможно развитие
параличей (обычно мышц конечностей).
Последствия полиомиелита
Полиомиелит инвалидизирующее заболевание. Параличи при полиомиелите носят
необратимый характер. Кроме того, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у
5%-10% заболевших возникает паралич дыхательных мышц, что приводит к смерти.
Этиотропное лечение отсутствует.
В довакцинальный период распространение заболевания полиомиелитом носило
повсеместный и выраженный эпидемический характер. В 1988 г., когда ВОЗ присоединилась к
Глобальной инициативе по ликвидации полиомиелита, эта болезнь каждые 15 минут вызывала
необратимый паралич у 10 детей и встречалась практически во всех странах мира. Значительного
снижения заболеваемости полиомиелитом удалось достичь после введения массовой иммунизации
против этой инфекции во всем мире.
Благодаря массовой иммунизации против полиомиелита в 2002 г. Европейский регион ВОЗ,
в том числе Российская Федерации в его составе, сертифицированы как свободные от
полиомиелита.
Однако, на сегодняшний день не все страны мира свободны от полиомиелита.
На сегодняшний день заболевание регистрируется у лиц (в основном детей), не привитых
против полиомиелита или получивших не полный курс вакцинации против полиомиелита.
С учетом высоких темпов миграции населения в мире, остается риск завоза полиовируса из
неблагополучных по полиомиелиту стран (территорий) на территорию Российской Федерации.
В Российской Федерации иммунизация против полиомиелита осуществляется в соответствии
с Национальным календарем профилактических прививок и календарем прививок по
эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н
с изменениями и дополнениями от 16 июня 2016 г., 13 апреля 2017 г.) вакцинами,
зарегистрированными на территории Российской Федерации.
Прививку против полиомиелита может и должен получить каждый ребенок.
Полиомиелит неизлечим, но его можно предотвратить с помощью иммунизации!
Ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск Корнякова Ксения Евгеньевна.

День здорового питания.
16 октября – Всемирный день здорового питания. В 1979 году Организацией Объединенных
Наций был учрежден Всемирный день продовольствия, который позднее в России преобразовался
в День здорового питания.
Правильное или здоровое питание – это питание, которое обеспечивает рост, оптимальное
развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике
неинфекционных заболеваний и т.д., кроме того оно является непременным условием достижения
активного долголетия. С пищей человек получает различные питательные вещества, которые
используются организмом для покрытия энергетических затрат, строительных целей, для
регуляции обменных процессов, происходящих в организме.
Здоровое питание невозможно приравнивать к голоданию и строгим диетам. Оно должно
обогатить организм всем необходимым, а не лишить его. Если вы решили изменить свое
отношение к приему пищи, стоит прислушаться к следующим рекомендациям:
Забудьте о диетах, где рекомендуется резкое ограничение состава и количества рациона. От
таких диет организм получит только стресс, будет работать в энергосберегающем режиме. А при
возврате к обычной еде быстро наверстает «упущенное».
Разнообразьте рацион, обязательно включайте свежие фрукты и овощи, злаки, рыбу, масла.
Соблюдайте режим приема пищи. Чтобы ускорить метаболизм, есть нужно часто и
понемногу.
Дробное питание залог нормального веса. Желательно, чтобы приемы пищи были
примерно в одно и то же время.
Пейте воду. Для улучшения работы организма и избавления от токсинов нужно пить порядка
1,5 литра чистой воды без газа ежедневно.
Готовьте правильно – отдавайте предпочтение запеканию, готовке на пару или варке.
Сократите потребление жареного до минимума.
Завтракайте ежедневно – это самый главный с точки зрения физиологии прием пищи.
Важную роль играет качество продуктов питания. Чтобы еда не залеживалась в
холодильнике, готовьте небольшие порции. При покупке продуктов питания обращайте внимание
на сроки годности.
Переедание – это серьезная проблема нашего общества. Склонность к бесконтрольному
потреблению пищи с избыточной калорийностью портит не только фигуру, но и самочувствие.
Редкое переедание, безусловно, станет причиной недолгого, но неприятного дискомфорта.
Тяжесть в желудке, бессонница, головная боль и усталость, возникшие после обильного застолья,
пройдут и забудутся на следующий день.
Чем же опасно регулярное переедание? К сожалению, избыточный вес, который неизбежно
возникнет при таком образе жизни, может стать причиной множества заболеваний и недугов.
При переедании с частотой несколько раз в неделю существует большой риск
спровоцировать: нарушение обмена веществ; ожирение; высокий уровень холестерина; болезни
сердечно-сосудистой системы; повышенное давление; сахарный диабет; болезни почек; артрит и
артроз; остановку дыхания во время ночного сна;нарушение кровообращения в мозговых отделах;
расстройства психики (депрессию, повышенную тревожность, нежелание общаться, низкую
самооценку).
Систематическое переедание затрагивает работу практически всех органов. Поджелудочная
железа вынуждена будет работать на пределе возможностей, нарушение обменных процессов и
избыток лишних калорий будут способствовать отложению жиров на проблемных частях тела.
Такая работа организма на износ станет причиной усталости и общего плохого самочувствия.
Ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск Корнякова Ксения Евгеньевна.

Федорова И.В.