Безопасность продуктов растительного происхождения
Овощи и фрукты, продукты из зерна занимают достаточно важно место в рационе
человека, они являются ценными источниками витаминов, углеводов, органических
кислот и минеральных веществ.
Продукты растительного происхождения эволюционно составляют значительную
долю в рационе как по общему количеству – около 1300-1400 г в сутки, так и по
ассортименту – не менее 10-15 наименований (в виде отдельных продуктов или в составе
блюд) ежедневно. К ним относятся зерновые продукты, овощи, бобовые, фрукты, зелень,
ягоды, орехи, семена, растительные масла.
Растительные продукты являются единственными значимыми природными
источниками в питании крахмала, некрахмальных полисахаридов(ПВ), витамина С,
витамина Е, β-каротина, биофлавоноидов и основными источниками ПНЖК, калия,
магния, м вся сельскохозяйственная продукция растительного происхождения должна
быть безопасной. В Евразийском экономическом союзе единые требования к
безопасности плодоовощной продукции установлены в техническом регламенте
Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», требования к
безопасности зерна – ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
В техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» установлены предельно
допустимые уровни содержания токсичных элементов, микотоксинов, бенз(а)пирена,
пестицидов, нитратов, радионуклидов, микробиологические показатели плодоовощной
продукции.
В технических регламентах также установлены требования по оценке (подтверждению)
соответствия установленным требованиям. арганца.
природе, не являющиеся опасными могут обретать ядовитые свойства, и при
употреблении таких продуктов возможны отравления.
Наиболее частые причины отравлений:
· неправильное хранение
· использование недозревших продуктов растительного происхождения
Примеры отравлений:
· отравление красной фасолью без термической обработки (фитогемагглютинин — фазин)
· отравление картофелем, баклажанами, томатами,содержащими большое количество
соланина, который накапливается при неправильном хранении картофеля, в процессе
созревания баклажанов и в недозревших плодах томатов
· отравление ядрами косточек абрикосов (содержащийся в них амигдалин вызывает
тяжелое отравление)
Клинические проявления отравлений растительными продуктами, схожи с
бактериальными и другими отравлениями: тошнота, рвота, диарея, потеря сознания,
судороги, слабость.
Амнестические и паралитические виды отравления являются наиболее серьезными,
поскольку у некоторых людей они могут привести к смерти. Смерть от диареи или
нейротоксического отравления наблюдается редко.
Профилактика отравлений продуктами, ядовитыми при определенных условиях,
заключается в исключении условий, при которых продукт приобретают ядовитые
свойства:
· красную фасоль употреблять только после 5-часового вымачивания и отваривания
· не использовать в пищу картофель с зелёными участками, соблюдать условия хранения
картофеля
· не употреблять в пищу свежие зеленые томаты (исключение — засоленные)
· перед употреблением очищать баклажаны
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Л.Л. Филиппова
Чувашской Республике –Чувашия в г. Новочебоксарск
Как правильно посещать бани и сауны
Общие требования к баням и саунам:
-должны размещаться в отдельно стоящих зданиях;
-должна быть вывеска с названием, юридического и фактического адресом, режим работы;
-наличие прейскуранта цен на оказываемые услуги, доски потребителей с копией свидетельства о
государственной регистрации, книги предложений.
При эксплуатации бань, саун должен соблюдаться принцип поточности,
последовательность продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевалка (при ней
размещается туалет), мыльная, парильная.
Для отделки помещений должны использоваться материалы, устойчивые к воздействию
влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.
Мебель должна иметь поверхности, устойчивые к влаге и обработке дезинфицирующими
средствами.
Ванны и тазы, предназначенные для мытья, также должны быть из материалов,
устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами.
Отделка парильной проводится строительными материалами, предназначенными для
использования при температуре от +20°С до +160°С.
Чистое и грязное белье хранится в разных помещениях.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с
маркировкой в зависимости от назначения помещений (туалет, входная группа помещений,
мыльно-парильное отделение, раздевалка), храниться в выделенных помещениях или в
отдельном шкафу.
В течение дня должна проводиться текущая уборка. Ежедневно, в отсутствии посетителей,
производится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств.
Существуют общие противопоказания для посещения бань, саун
-простудные заболевания, сопровождающиеся повышенной температурой;
-обострения хронических болезней;
-тромбофлебит;
-тяжелые вегетативные расстройства (частые головные боли и т.д.)
-кожные инфекционные заболевания;
-с осторожностью при сердечно-сосудистых заболеваниях, при гипертонической болезни опасна
резкая смена температур.
Одежда для сауны или бани
Необходимо взять с собой полотенце из соображений гигиены (на него можно прилечь или
сесть), кроме того, сидеть на голой горячей скамейке неприятно. Также необходимо наличие
войлочного колпака (шапочки) для защиты головы от перегрева.
Сколько времени проводить в бане?
Средняя продолжительность сеанса – 2,5-3 часа. За это время можно без ущерба для здоровья
посетить парную 5-6 раз по 5-15 минут. В перерывы между посещениями парилки должна уйти
усталость и восстановиться пульс.
Что следует знать новичкам
Новичкам лучше всего сначала полежать на среднем полке, чтобы голова и ноги были на
одном уровне. Можно присесть, чтобы ноги были на одной высоте с телом. Нефизиологично
положение тела в парной, если ноги опущены вниз. А в положении стоя вы подвергаете себя
риску теплового удара, т.к. температура воздуха на уровне головы на 10-20° выше, чем на уровне
туловища и ног. В положении стоя мышцы и суставы находятся в напряженном положении, чего
быть не должно.
Положение лежа позволяет расслабить и равномерно прогреть все части тела. В
парильном отделении следует всегда дышать носом. При носовом дыхании горячий воздух,
отделения, нужно 2-3 мин походить, делая дыхательные упражнения, затем ополоснуться под
теплым душем. Для поддержания тепла и потоотделения можно выпить чай маленькими
глотками.
Перед сауной необходимо принять душ, но обязательно насухо обтереться полотенцем,
голову лучше не мочить - волосы должны быть сухими, во избежание перегрева головы. В сауне
воду на каменку не льют - это может привести к ожогу перегретым паром. Весь сеанс принятия
сауны не должен длиться более трех часов!
Во время принятия сауны или бани наш организм теряет воду и кожа становиться сухой.
После принятия душа, обязательно воспользуйтесь увлажняющим лосьоном или молочком для
тела. Одежду следует надеть лишь после того, как Вы остынете.
Еда и напитки до и после сауны и бани
Нельзя в бане: пить спиртное, в том числе и пиво, париться на голодный или
переполненный желудок!
После принятия сауны или бани мы ощущаем чувство жажды и голода, поэтому
необходимо восполнить водно-солевой баланс в организме. Необходимо выпить воду или чай. Он
не только пополнит водный баланс, но и стабилизирует обмен веществ.
Фельдшер-лаборант лаборатории бактериологических и
паразитологических исследований, филиала ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в ЧР Чувашии в г. Новочебоксарске» Федорова И.В.
фортнее. Однако любая домашняя бытовая техника может выйти из строя (перегореть или даже
загореться), причинив вред здоровью и имуществу граждан, по причине резких скачков напряже-
ния в сети.
Причины скачков и отклонений от номинальных значений:
аварии на подстанции, среди которых замыкания на линиях электропередач;
импульсные скачки напряжения из-за молнии;
обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
повреждения кабеля при копке траншей;
отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;
перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть.
В соответствии с действующим законодательством возместить ущерб должна снабжающая или
другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или
её участок.
Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотре-
ны в Приложении No 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользо-
вателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 No 354 (далее — Правила No 354), согласно которым напряжение
и частота электрического тока должны соответствовать требованиям законодательства Российской
Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрическо-
го тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не
допускается.
Согласно п. 149 Правил No 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской
Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества
предоставления коммунальных услуг, вследствие не предоставления потребителю полной и до-
стоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в
том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по срав-
нению с настоящими Правилами;
г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вслед-
ствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодатель-
ством Российской Федерации.
Требования о возмещении ущерба основаны на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса
РФ, которые предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина,
подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств
причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставле-
ния коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в до-
говорных отношениях с исполнителем или нет.
Что делать если факт перенапряжения уже состоялся, и бытовая электротехника перего-
рела?
1. Зафиксировать факт скачка напряжения в порядке, предусмотренном разделом 10 Правил No
354, подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой
электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на
ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые
ремонтными и торговыми организациями.
Согласно п. 31 Правил No 354 в обязанности исполнителя услуг (ресурсоснабжающей организа-
ции, управляющей компании, ТСЖ и ЖСК) входит прием сообщения потребителей о факте предо-
ставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 21 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
нием соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества
коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или иму-
ществу потребителя.
Проверка факта нарушения качества коммунальной услуги назначается не позднее 2 часов с мо-
мента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с
потребителем не согласовано иное время (п.108 Правил No 354).
2. Приложив акт проверки качества предоставленной коммунальной услуги электроснабжения и
документы, подтверждающие размер понесённых убытков (квитанции, чеки сервисных центров по
ремонту и обслуживанию бытовых электроприборов) потребителю следует обратиться с заявлени-
ем к лицу, ответственному за качество предоставления коммунальной услуги электроснабжения, о
возмещении понесённых убытков, компенсации материального и морального вреда, причинённых
в следствие нарушения прав потребителя на предоставление качественной коммунальной услуги.
3. В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, следует обра-
титься в суд в порядке ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребители, иные истцы
по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государствен-
ной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Что нужно знать про аренду спортивного инвентаря?
В зимние каникулы пользуется спросом услуга проката спортивного оборудования в специализи-
рованных магазинах и пунктах.
Как и любой вид аренды, прокат регулируется Гражданским кодексом и должен быть оформлен
договором. Это поможет обезопасить всех участников сделки от каких-либо рисков и неправомер-
ных действий другой стороны.
Договор проката является публичным, то есть потребителю не могут отказать в его заключении
кроме случаев, предусмотренных законом.
Арендодатель, заключающий договор проката, обязан в присутствии потребителя проверить ис-
правность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить его с правилами эксплуатации ли-
бо выдать ему письменные инструкции о пользовании. Следует внимательно осмотреть арендо-
ванное снаряжение, выяснив все аспекты безопасного использования инвентаря.
В случае наличия видимых повреждений попросите зафиксировать данный момент в договоре,
чтобы обезопасить себя от обвинений в причинении повреждений. При обнаружении потребите-
лем недостатков в оборудовании, полностью или частично препятствующих пользованию им,
арендодатель обязан в десятидневный срок безвозмездно устранить недостатки либо произвести
замену на другой исправный инвентарь.
Арендная плата по договору проката устанавливается в виде конкретной суммы, вносимой перио-
дически или единовременно. В случае досрочного возврата имущества потребителем арендодатель
возвращает ему соответствующую часть полученной арендной платы, исчисляя ее со дня, следу-
ющего за днем фактического возврата имущества. Если арендатор отказывается производить пе-
рерасчет, потребителю необходимо обратиться к нему с письменной претензией, которая состав-
ляется в двух экземплярах, один из которых передается непосредственно арендатору, а во втором
ставится отметка о вручении.
Соблюдение этих рекомендаций позволит не испортить впечатление от активного отдыха, а также
весело и с пользой провести время!
Что делать в случае отмены рейса из-за непогоды?
Отказ в перевозке, обусловленный отменой или значительной задержкой рейса, указанного в би-
лете, изменением перевозчиком маршрута перевозки, либо выполнением рейса не по расписанию,
признается вынужденным отказом пассажира от перевозки.
В случае вынужденного отказа от поездки, пассажир вправе требовать возврата уплаченных
средств, даже если тариф был невозвратным.
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 22 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
отметки на билете или справки с подтверждением об отмене задержки рейса, составить претен-
зию в адрес перевозчика и приложить к ней копии документов для возврата денежных средств.
Пассажир может взыскать с перевозчика штраф в размере 25% МРОТ за каждый час задержки, но
не более половины стоимости билета, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла по
причине непреодолимой силы.
При задержке, например, авиарейса пассажир имеет право:
-на бесплатные хранение багажа;
-предоставление комнат матери и ребенка для детей до семи лет;
-обеспечение прохладительными напитками и горячим питанием, если рейс задержали от четырех
часов;
-размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов
— в ночное. При этом доставку до гостиницы должен обеспечить аэропорт.
Кроме того, в случае необходимости представители аэропорта должны обеспечить пассажиру два
телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, если рейс задерживается более чем
на два часа.
Собрались в кино? Прочитайте полезную информацию
При выборе фильма обратите внимание на информационный знак, указывающий на возрастные
ограничения для посетителей. Не стоит приводить детей на фильмы, не предназначенные для их
возраста, это может причинить вред их развитию.
Одной из новелл является обязанность демонстратора фильма довести информацию не только о
времени начала и продолжительности сеанса, но и продолжительности времени демонстрации ре-
кламных материалов и материалов информационного характера, показ которых осуществляется
перед демонстрацией фильмов.
Если Вы передумали идти в кино, то в любое время до начала сеанса вы можете вернуть билет и
потребовать возврата оплаченной суммы.
Конечно демонстратор фильма обязан обеспечить качественное оказание услуги по просмотру
фильма, но если данная обязанность не была выполнена, то каждый потребитель вправе потребо-
вать в том числе и возврата денежных средств.
Если Вы решили подать организатору показа фильма претензию, то необходимо потребовать кни-
гу жалоб и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию.
При предъявлении требования о возврате денежных средств за не оказанную либо некачественно
оказанную услугу рекомендуем обратиться с письменным заявлением по почтовому или элек-
тронному адресу демонстратора фильма.
Обращаем внимание, что демонстратор фильма обязан обеспечить размещение информации о по-
рядке рассмотрения претензий, в том числе указать адрес электронной почты и (или) почтовый
адрес для направления претензий, на своем сайте в сети "Интернет" (при его наличии), а также
обеспечить размещение указанной информации в зоне кассового обслуживания кинотеатра.
Рекомендации гражданам при покупке ювелирных украшений.
Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драго-
ценных камней содержатся в разделе Правил продажи товаров по договору розничной купли-
продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. No
2463 (далее – Правила продажи).
Ювелирные изделия, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначе-
нию и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя
(или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели, обще-
го веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы
огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вста-
вок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия. Ювелирные изделия должны
иметь потребительскую упаковку.
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 23 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
искусственного происхождения, закрепленных в ювелирных изделиях из драгоценных металлов,
на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вста-
вок – «синтетический (выращенный)» или «имитация».
При передаче приобретенного товара потребителю продавец должен проверить соответствие
ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для ограненных драгоценных камней - соот-
ветствие сертификату на каждый ограненный драгоценный камень.
По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного юве-
лирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением
средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законо-
дательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Ювелирные изделия входят в перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену. Однако,
при дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий надлежащего качества
возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, под-
тверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки ювелирных из-
делий не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных
изделий у этого продавца
Зачем нужна страховка?
Страховой полис не защитит от чрезвычайных ситуаций, но позволит покрыть убытки при
наступлении страхового случая. Каким бывает страхование?
Страхование принято делить на два вида: обязательное и добровольное.
К видам ОБЯЗАТЕЛЬНОГО страхования относят:
— обязательное медицинское страхование (ОМС) — тот самый полис, по которому мы получаем
медицинские услуги в районной поликлинике;
— обязательное пенсионное страхование (ОПС) — человеку компенсируется часть его заработка
после выхода на пенсию;
— обязательное страхование гражданской ответственности автомобилиста (ОСАГО) – на тот слу-
чай, когда ваш автомобиль стал виновником ДТП и нужно возмещать ущерб другим;
— страхование ответственности для определенных профессий (нотариус, кадастровый инженер,
арбитражный управляющий и др.).
Все остальное относится к добровольному страхованию.
Существуют различные виды страхования имущества. Традиционно имущество страхуется на
случай повреждения или утраты, например, в результате аварий или стихийных бедствий (пожара,
наводнения и т.д.) или противоправных действий третьих лиц (кража, причинение вреда и т.д.).
Наиболее востребованным является страхование недвижимости (домов, квартир) и транспорта.
Также страховой защитой можно обеспечить ценные вещи.
Виды страхования регламентируются федеральным законодательством. Самые популярные
направления — это страхование жизни и здоровья, а также имущества.
Зачем же нужна страховка жизни и здоровья?
Страхование обеспечивает защиту от финансовых потерь в случае непредвиденных событий.
Например, страхование жизни и здоровья поможет получить помощь или компенсировать затраты
в случае болезни или несчастного случая.
Пример. Семья любит проводить время на природе. В одну из таких поездок главу семейства уку-
сил клещ, который оказался энцефалитным. Врач назначил срочно сделать укол иммуноглобулина
(не входит в услуги ОМС). Укол обошелся в 10000 рублей. При наличии полиса страхования жиз-
ни эти расходы покрыла бы страховка.
Страхование жизни и здоровья активно используется при кредитовании, в т.ч. при заключении
ипотечных договоров, и позволяет заемщику погасить кредитную задолженность в случае возник-
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 24 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
хронических заболеваний.
Зачем нужна страховка имущества?
Страхование имущества позволит получить денежную компенсацию при повреждении или утрате
дома, квартиры, автомобиля. В страховании имущества можно выделить несколько сегментов:
◆ страхование транспорта;
◆ страхование недвижимости (дом, квартира, кладовка. машиноместо и др.);
◆ страхование движимого имущества (мебель, техника, электроника, предметы обихода).
Пример. Семья несколько лет копила деньги на качественный ремонт. В результате удалось пол-
ностью преобразить квартиру от пола до потолка: заменить линолеум на паркет, переклеить обои,
соорудить потолки из гипсокартона. Куплен новый диван. Прошло две недели, у соседей этажом
выше прорвало трубу, и все старания пошли насмарку: на потолке и обоях — потеки, дерево взду-
лось, а диван впитал в себя все последствия протечки. Денег нет. Суд постановил, что соседи обя-
заны выплачивать пострадавшим ежемесячно из зарплаты по 5 000 рублей. Быстро сделать ремонт
за эти деньги, понятно, не получится. Ситуация была бы иной, будь у семейства страховой полис,
— убытки покрыла бы страховая компания.
Любое имущество можно застраховать на случай повреждений или утраты на сумму, не превы-
шающую его действительную стоимость. Если автомобиль, к примеру, стоит 3 млн.рублей, его не
получится застраховать на 10 млн.рублей, а затем при наступлении страхового случая получить те
самые 10 млн. в качестве возмещения.
Зачем нужна страховка при ипотеке?
Эти меры предосторожности нужны в действительности не банкам, а самим заемщикам. У банка
есть в залоге ипотечное имущество (квартира, дом), и в случае, если клиент перестает платить по
долгам, финансовая организация может его изъять и затем реализовать на рынке, получив деньги.
Кроме того, страхование залоговой недвижимости — обязанность ипотечного заемщика, поэтому
банк не останется в убытке в любом случае.
Заемщик же при наступлении страхового случая может лишиться и имущества, и всех денег, кото-
рые он заплатил в рамках погашения ипотеки.
Страховой полис — это защита заемщика. Если он потеряет работоспособность, например, в слу-
чае наступления инвалидности, имущество все равно останется у него, поскольку остаток долга за
него погасит страхования компания.
Как выбрать страховую компанию?
Первое, на что нужно обращать внимание при выборе страховой компании, — наличие лицензии
Банка России. У компании обязательно должна быть не только лицензия на осуществление стра-
ховой деятельности, но также лицензия на конкретный вид страхования. Проверите это можно так:
заходим в раздел «Страхование» на официальном сайте Банка России. Скачиваем таблицу «Еди-
ный государственный реестр субъектов страхового дела». Находим в реестре нужную компанию и
смотрим, какие виды страхования она может осуществлять.
Также полезно прочитать на просторах Интернета отзывы, обратить внимание на то, как компания
работает с обратной связью, сравнить предложения разных компаний.
При заключении договора страхования в первую очередь необходимо четко определиться по сле-
дующим позициям: объект страхования, период (срок) страхования, какова страховая сумма и как
рассчитывается страховое возмещение (например, автомобиль стоит 5 млн рублей — эту сумму
выплатит страховая в случае, если произошло ДТП, в результате которого автомобиль восстанов-
лению не подлежит), от каких случаев, какие риски не покрывает страхование или какие случаи
исключены из покрытия.
Сравнить стоимость полиса страхования в разных компаниях позволяют специальные сайты-
агрегаторы. Слишком низкая стоимость у одной компании должна скорее насторожить, чем обра-
довать — компания может при наступлении страхового случая стараться избежать выплаты или
снизить ее по разным причинам. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно внимательно чи-
тать, что прописано в договоре и в общих правилах страхования компании-страховщика!
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 25 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
ставить все необходимые документы для получения выплаты. Необходимо сохранять все счета,
чеки и другие документы, связанные с расходами на ремонт или восстановление имущества, что-
бы эти расходы были компенсированы страховщиком. От верности принятых решений зависит
страховая выплата.
Об обязательной маркировке пива и слабоалкогольных напитков
С 15 января 2024 года в Российской Федерации начинается обязательная маркировка пива и сла-
боалкогольной продукции во всех видах упаковки, в том числе в алюминиевой банке. Ранее обяза-
тельная маркировка действовала в отношении данной категории напитков в кегах, в стеклянной и
пластиковой упаковке.
Кроме того, розничные магазины и другие предприятия, в том числе организации общественного
питания, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки в розлив из кег, должны передавать
в систему маркировки данные об их подключении к оборудованию для розлива и продаж с помо-
щью контрольно-кассовой техники. Процессы маркировки и прослеживаемости на этом рынке
вводятся поэтапно и завершатся в 2025 году. Следующий этап - 1 апреля 2024 года. С этой даты
продажа кегового пива без кода маркировки не допускается. Основная задача маркировки —
борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. По коду маркировки можно отсле-
дить путь товара от производителя до конечного потребителя и проверить подлинность. Обращаем
внимание, что согласно п. 10 Правил маркировки товаров, если сведения о товарах (в том числе
сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систе-
му мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Рос-
сийской Федерации, товары считаются немаркированными. За нарушение обязательных требова-
ний предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ и ст. 15.12.1 Ко-
АП РФ.
Права потребителей при заключении договоров на оказание возмездных услуг с самозаня-
тыми гражданами
В силу п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуаль-
ного предпринимателя (далее - ИП). В отношении отдельных видов предпринимательской дея-
тельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятель-
ности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В частно-
сти, такие условия установлены ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О прове-
дении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессио-
нальный доход". Одним из таких условий для граждан (самозанятых), осуществляющих прино-
сящую доход деятельность. и не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринима-
теля является постановка на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (ч. 1
ст. 5 указанного Закона).
Физические лица (самозанятые) могут предоставлять разного рода работы (услуги) по возмездным
договорам по ремонту бытовой техники, ремонту жилых помещений, услуг парикмахера, дизайне-
ра, репетитора, перевозчика грузов и др. При этом не редко у граждан, заключивших такие дого-
воры с самозанятыми, возникают вопросы по защите прав потребителя при ненадлежащем выпол-
нении им своих обязательств по договорам.
Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия информирует, что Закон Российской Фе-
дерации от 07.02Л992 No 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется исключительно
на индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющих продажу товаров, оказа-
ние услуг, выполнение работ по возмездному договору, и которые должны соблюдать обязатель-
ные требования, установленные Законом «О защите прав потребителей», а также иными норма-
тивными правовыми актами, регулирующими отношения с участием граждан-потребителей.
При этом в соответствии с перечнем понятий, которые представлены в преамбуле Закона
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 26 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
такой категории субъектов не относятся, поскольку осуществляют предпринимательскую деятель-
ность без государственной регистрации и относятся к числу лиц, к которым применяется специ-
альный налоговый режим, что означает невозможность предъявления им со стороны контрольного
(надзорного) органа требований по соблюдению нормативных правовых актов, являющихся пред-
метом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Вместе с тем действующее законодательство предоставляет потребителю право на защиту имуще-
ственных прав и законных интересов в судебном порядке, так как вопрос нарушения одной из сто-
рон, принятых на себя обязательств, имеет гражданско-правовой характер и может быть разрешен
исключительно в гражданском судопроизводстве.
Согласно разъяснениям, содержащего в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ No
17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребите-
лей», исходя из смысла п.п. 2, 4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в отношении отдельных видов
предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления
гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица в нарушение требований, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок
на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам судами применяется законодатель-
ство о защите прав потребителей.
Следовательно, правоотношения, возникающие из договоров, заключенных потребителями с са-
мозанятыми, применяется законодательство о защите прав потребителей при разрешении возник-
ших споров в судебном порядке. Обратившись в суд, потребитель вправе ссылаться на нарушения
самозанятым требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных нормативных право-
вых актов в сфере защиты прав потребителей.
Правила возврата товаров (как вернуть товар надлежащего качества, как вернуть товар
надлежащего качества, купленный в интернет-магазине
Зачатую мы совершаем совсем необдуманные покупки, придя домой понимая, что товар совсем не
нужен и нецелесообразность покупки того или иного товара, следовательно стоит вопрос о воз-
врате или замене товара.
Статьей 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. No 2300-1 «О защите прав потребите-
лей» (далее – Закон) предусмотрена возможность обмена товара надлежащего качества.
Возврат товара возможен, в случаеесли аналогичный товар отсутствует в продаже на день обра-
щения потребителя к продавцу. При этом Правительством Российской Федерации утвержден Пе-
речень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, куда включены товары
для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты, пред-
меты личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, кабельная про-
дукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, цена которых определяется за
единицу длины, швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, из-
делия чулочно-носочные), изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из поли-
мерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами, товары бытовой химии, пести-
циды и агрохимикаты, мебельные гарнитуры бытового назначения, ювелирные и другие изделия
из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни, автомо-
били и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты прогулочные суда и иные плавсред-
ства бытового назначения, технически сложные товары бытового назначения, на которые установ-
лены гарантийные сроки не менее одного года, гражданское оружие, животные и растения, непе-
риодические издания.
При покупке товара в интерне-магазине согласно п. 4 ст. 26.1 Закона при дистанционном способе
продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после переда-
чи товара - в течение семи дней.
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 27 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от
товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Также нужно помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохра-
нены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и
условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт
и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приоб-
ретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-
определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобре-
тающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную
потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя воз-
вращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответ-
ствующего требования.
Напоминаем, что с изложением тех или иных требований потребитель вправе обратиться к про-
давцу в письменном виде.Если потребитель отдаёт претензию лично, она должна быть составлена
в двух экземплярах: один остаётся хозяйствующему субъект, второй — у потребителя.
Следует учитывать, что продавцы, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом
продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать:
- юридические лица полное фирменное наименование (наименование), основной государственный
регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер теле-
фона;
- индивидуальные предприниматели фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государ-
ственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его
наличии) и (или) странице сайта в сети "Интернет" (при его наличии), а также в программе для
электронных вычислительных машин (при ее наличии).
Как правильно выбрать бытовой электрообогреватель
Электрический обогреватель — устройство, предназначенное для отопления помещений с ис-
пользованием электроэнергии в качестве источника нагрева.
Не стоит забывать и про такой важный момент, как класс энергетической эффективности электри-
ческих приборов.
Класс энергетической эффективности — уровень экономичности энергопотребления изделия бы-
тового и коммунального назначения, характеризующий его энергоэффективность на стадии экс-
плуатации. Существуют семь классов: от A до G. Оборудование класса А наиболее энергоэффек-
тивное; у оборудования класса G энергоэффективность самая низкая.
На каждый прибор изготовитель обязан оформить «Этикетку энергоэффективности», содержащую
следующие сведения: наименование и торговый знак изготовителя; наименование прибора и обо-
значение модели; обозначение всех КЭЭ с указанием самого класса прибора; действительный рас-
ход электроэнергии прибором; значение основных функциональных параметров прибора; ссылку
на стандарт, регламентирующий эффективность энергопотребления данного вида прибора.
Коньки и лыжи напрокат: права потребителей
Последнее время широкое распространение получила услуга проката спортивного оборудования
на открытых ледовых катках. Арендодатель, заключающий договор проката, обязан в присутствии
потребителя проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить его с
правилами эксплуатации либо выдать ему письменные инструкции о пользовании. Следует внима-
тельно осмотреть арендованное снаряжение, выяснив все аспекты безопасного использования ин-
вентаря. Исполнитель в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О защите прав
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 28 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация раз-
мещается на вывеске.
Договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Один
экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Договор об оказа-
нии услуг в отношении услуги, исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться так-
же путем выдачи кассового чека, билета и др. Потребитель обязан оплатить оказанную исполни-
телем услугу в порядке и сроки, которые установлены договором.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг ис-
полнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и
договором.
Правила возврата товаров надлежащего качества
После приобретения товара надлежащего качества может оказаться, что он не подошел по каким-
то параметрам. Товар можно вернуть, но только в определенных случаях.
Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродоволь-
ственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар
был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, раз-
меру или комплектации в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не
был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные
ярлыки.
Продавец не может ограничить право потребителя на обмен товара надлежащего качества, вслед-
ствие утраты им документов, подтверждающих факт покупки.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступле-
нии аналогичного товара в продажу.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к про-
давцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать воз-
врата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Важно знать, чтоПостановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года
No 2463 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подле-
жащих обмену.
Иногда продавцы отказывают в обмене товаров по ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребите-
лей» в отношении товаров, не внесенных в перечень. Такие действия продавца незаконны.
А если товар куплен через интернет?
При дистанционном способе покупки товара важно обратить внимание на следующие аспекты,
установленные ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»:
- возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, по-
требительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного
товара, однако отсутствие данного документа не лишает вас права ссылаться на другие доказа-
тельства приобретения товара у данного продавца;
- потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-
определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобре-
тающим его потребителем;
- если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не предоставлена в
письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение
трех месяцев с момента передачи товара;
- потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара
- в течение семи дней.
Как не запутаться с датами на упаковке: советы потребителю
На что обратить внимание, чтобы не купить в магазине просроченный или некондиционный товар.
Документ создан в электронной форме. No 21-13-00/28-38-2024 от 18.01.2024. Исполнитель: Петрова Н.А.
Страница 29 из 30. Страница создана: 18.01.2024 11:44
готовления, срок годности – выясняем, что еще стоит проверить, чтобы не купить в магазине не-
годный товар, и чем отличаются срок хранения и срок реализации.
По статистике девять из десяти покупателей при выборе продуктов в первую очередь ориентиру-
ются на дату изготовления и срок годности. Производитель обычно указывает две даты: изготов-
ления продукта и его упаковки. На напитках и уксусе вместо даты изготовления и упаковывания
используют дату розлива, а на лотках с яйцами – дату сортировки. Также только дату изготовле-
ния указывают в том случае, если производство продукта не останавливается после расфасовки
или бутилирования. Речь идет, например, о процессах стерилизации, охлаждения и созревания
продукта.
Даты обозначают число, месяц и год, а для продуктов, срок годности которых исчисляется часами,
дополнительно указывается точное время изготовления. Часто даты наносят на упаковку продук-
та, а на этикетке размещается только ссылка на нее: «Дата изготовления: см. на упаковке».
Чем отличаются срок годности от срока хранения и срока реализации
Если со сроком годности, который исчисляется со времени изготовления продукта
и устанавливается с указанием условий его хранения, все более или менее ясно – это период вре-
мени, в течение которого продукты остаются безопасными для употребления, то как быть со сро-
ками хранения и реализации, которыми также нередко маркируют товары?
Срок хранения – это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных
условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Ис-
течение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Основное отличие срока хранения и срока годности состоит в том, что после завершения срока
хранения продукт может изменить некоторые свои качества, но остается годным
для употребления в пищу. Например, мед и варенье засахарятся, вино – поменяет оттенок.
Но при этом их все еще можно использовать. А есть продукты с завершенным сроком годно-
сти опасно для здоровья.
Иногда на упаковках продуктов можно встретить и указание срока реализации. Он устанавливает-
ся с учетом периода хранения продукта и использования по назначению в домашних условиях
и исчисляется с момента изготовления.
Срок годности размещают на этикетку в виде точной даты, например, «годен до... дата», или вре-
менного промежутка – «годен... часов, суток, месяцев или лет». Если срок годности продукта –
три месяца и меньше, дата должна обязательно содержать день, месяц и год. Более длительный
период может отмечаться только месяцем и годом. При этом следует помнить, что указанный ме-
сяц уже не входит в срок годности.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Перед покупкой продуктов питания внимательно изучайте не только дату изготовления продук-
та, но и его срок годности, хранения и реализации.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по
Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна
Для размещения на сайтах и СМИ
Правила выбора качественных молочных продуктов
При приобретении молочных продуктов рекомендуем обращать внимание на следующие аспекты:
- Не покупать молоко у случайных продавцов и не бояться возвращать некачественный
продукт.
Не стоит покупать молоко или молочные продукты с рук на улице.
Также не стоит покупать продукт, если информация о нем размыта, нечёткая или окончание срока
годности наступает на следующий день.
После вскрытия упаковки молоко можно использовать в течение времени, указанного на упаковке.
При обнаружении после покупки испорченного молочного продукта, можно в соответствии с
положением ст.18 Закона РФ No2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей»:
1. поменять его на товар надлежащего качества;
2. поставить вопрос о соразмерном уменьшении цены на товар;
3. отказаться от покупки и требовать уплаченную сумму.
Если не устраивает качество молочной продукции, можно написать претензию в магазин, а если
проблема не будет решена, есть возможность обратиться в Роспотребнадзор с письменным
заявлением и приложением ответа на претензию (при его отсутствии, саму претензию и документ
подтверждающий её отправку - например почтовое уведомление).
- Изучить информацию на упаковке молока
Внешний вид упаковки. Даже незначительное повреждение может привести к порче продукта. На
этикетке должна быть указана следующая информация:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или
предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой
продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия
упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия
упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя,
отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой
продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях,
установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место
нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения
организации-импортёра или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального
предпринимателя-импортёра (далее - наименование и место нахождения импортёра);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой
продукции в случае, если её использование без данных рекомендаций или ограничений
затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к
снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-
модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
храниться в холодильных витринах.
Вся молочная продукция должна храниться при температуре, указанной на упаковке продукции.
Любая холодильная витрина должна быть оборудована термометром.
- Если сомневаетесь в качестве – требовать документы у продавца
Документом, который подтверждает безопасность продукта, может быть декларация или
сертификат о соответствии. Если есть данные о реквизитах сертификата или декларации, то их
достоверность можно отследить на сайте Евразийской экономической комиссии - Единый реестр
выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии
При продаже молока на сельскохозяйственных рынках в тару покупателя продавец должен
предъявить документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, а также довести до
сведения покупателя информацию о том, что такое молоко нужно обязательно кипятить.
- Обращайте внимание на наименование пищевого продукта
Должно быть чётко прописано название «сметана», под уменьшительно-ласкательными
«сметания», «сметанка» часто скрывается сметанный продукт на основе растительных жиров.
В составе настоящей сметаны указываются только сливки и закваска, а в сметанном продукте
могут присутствовать растительные жиры и стабилизаторы.
Проверьте, что написано на этикетке сыра, который вы покупаете – «сыр» или «сырный продукт».
Сырный продукт – продукт, в котором вместо части молочного жира используется заменитель. На
этикетке такого продукта обязательно должно быть указано, что это сырный продукт. А если
содержание заменителя молочного жира в нем больше 50 то даже слова «сыр» звучать не должно.
Один из главных показателей качества йогурта — срок годности. Чем он меньше, тем лучше.
Обратите внимание на то, где в магазине хранится продукт. Он должен храниться только в
холодильнике. Так же, как и при выборе других молочных продуктов, внимательно читайте
надписи на упаковке.
В идеале в составе не должно быть консервантов, ароматизаторов, «идентичных натуральному»,
красителей, стабилизаторов, загустителей.
При покупке молочных продуктов, будьте внимательны. Пищевые продукты надлежащего
качества обмену и возврату не подлежат. Обращайте внимание на состав продукта, срок годности
и на упаковку!
Помощник врача по общей гигиене
Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарске Н.Н. Пихторинская